Фотолаборатория

Багет - лучше для картины нет

Портрет прабабушки, написанный когда-то известным художником; слегка скандальные ню, купленные на модном нонконформистском вернисаже; дорогие сердцу фотографии; предметы особой гордости - дипломы, награды и просто чудесные детские рисунки, - сколько таких драгоценных, но нефункциональных вещиц хранится у каждого из нас в коробках и на антресолях! Пришло время извлечь их из пыльных ящиков, оформить в красивые рамы.

Великие художники разных эпох не только придавали огромное значение правильному выбору обрамления для своих картин - они делали эскизы элементов багета или даже сами его изготавливали. Леонардо да Винчи, к примеру, считал, что "рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять - она должна быть с ней единым целым". Наверное, стоит прислушаться к мнению великого Леонардо и подойти к выбору рамы со всей серьезностью. Неважно, что вы хотите обрамить, важно, как это сделать. Прямо скажем, задачка не из легких. С одной стороны, рама должна подчеркнуть неповторимость и индивидуальность произведения искусства, а с другой - быть полноценным элементом декора, объединяющим изображение и тот интерьер, в который оно помещено.

И если среди документов, которые вы намерены выставить на всеобщее обозрение, нет диплома декоратора, лучше обратиться в багетную мастерскую. Одна из основных задач ее сотрудников заключается как раз в том, чтобы помочь вам найти достойный компромисс между художественной ценностью изображения и требованиями интерьера. Только в столице на сегодняшний день насчитывается около 120 подобных предприятий. Да еще при каждой третьей художественной галерее есть свои небольшие мастерские, где при покупке картины или постера вам на месте изготовят или помогут выбрать раму.

В раму можно заключить практически все: живописное полотно, рисунок углем, старинную гравюру, вышивку, зеркало, исторические документы и письма, антикварные ювелирные украшения, денежные купюры и монеты... Иногда в рамку помещают клеенчатые номерки, которые привязывают на ручку малышу в роддоме.

Некоторые поклонники багета используют его в интерьере, обрамляя окна и дверные проемы, делая из багета плинтус и даже имитируя планками лепнину на потолке. А еще багетом окружают плазменные панели и аквариумы, встроенные в стену, - чем не живые картины?

Выбор багета, как уже говорилось, дело ответственное - любоваться результатом придется вам лично. Поэтому есть смысл отвезти картины и постеры, которые вы намереваетесь обрамить, в мастерскую: на месте можно будет приложить образцы багета и паспарту к изображениям и увидеть, как они сочетаются. Это можно делать лишь в том случае, если речь идет не об очень ценных произведениях. Сохранность картины - одна из главных проблем владельца. Разумеется, выносить ее на улицу без упаковки категорически противопоказано. Плотная бумага, упаковочный картон и полиэтиленовая пленка - это лучшие друзья картины на период ее пребывания на открытом воздухе. Случайный, даже несильный удар по натянутому на подрамник холсту мгновенно повреждает красочный слой: образуется заметная вмятина, от которой, если посмотреть на просвет, разбегаются паутинообразные трещинки (не путайте их с кракелюрами, которые появляются на масляной живописи от времени, - их особенно ценят любители антиквариата). Отреставрировать поврежденный холст самостоятельно довольно трудно. А графические произведения, выполненные на бумаге, чувствительны к влаге, солнечному свету, городской пыли. Все это может погубить и современное произведение, и, тем более, антикварную работу.

В зависимости от того, в какой технике выполнено художественное произведение, а также от его размеров, колорита, темы и других данных подбираются, в первую очередь, способ обрамления, цвет, профиль, орнамент и высота багета. Что бы вы ни предпочли - затейливые мотивы в стиле эпохи барокко или строгую алюминиевую рамку, - мысленно "впишите" это в свой интерьер, чтобы потом не удивляться результату. Если вы затрудняетесь с выбором, совершенно естественно спросить совета у сотрудников мастерской - в большинстве случаев там работают люди с художественным образованием.

Чтобы понять, что именно и зачем вам предлагают в багетной мастерской, посмотрим, из чего состоит законченное, оформленное художественное произведение, а заодно определимся с терминами. Полезно знать, что в оформлении произведений искусства существуют определенные традиции. Скажем, живописные работы, выполненные на холсте масляными, темперными или акриловыми красками, обрамляются не так, как, например, произведения графики. К понятию "графика" принято относить почти все, что изображено не на холсте, а на бумаге. Это могут быть рисунки карандашом, сангиной, углем, пастелью, в том числе восковой, тушью, а также гравюры, выполненные в разной технике, эстампы. Ценность этих работ - в их неповторимости, они сделаны рукой художника в единственном экземпляре. Наличие авторской (или не авторской) копии на их ценность не влияет. Другое дело - фотографии, постеры, плакаты, в общем, тиражные вещи. Но и они могут иметь художественную ценность или быть просто дороги вам как память. В любом случае эти изображения нанесены на бумагу и тоже нуждаются в защите и соответствующем обрамлении.

Антикварная картина - предмет, требующий особого внимания. Специалисты сходятся во мнении, что чем меньшее количество деталей будет заменено новыми при реставрации, тем лучше будет "себя чувствовать" произведение. Скажем, подрамники очень бережно укрепляют, повреждения реставрируют и места ремонта искусно состаривают, чтобы они не выделялись на общем фоне; менять старинные подрамники стараются лишь в крайних случаях и с согласия клиента. Расползающиеся холсты аккуратно фиксируют на новой ткани - и уже ее натягивают на подрамник. Выбор багета для оформления таких работ требует хорошего знания истории живописи. Мастера стараются подобрать декор, соответствующий традициям эпохи, в которую была написана картина (если, конечно, заказчик не настаивает на других вариантах).

Багет, который идет на антикварные рамы, может содержать до 70 слоев различных грунтов, красителей, лаков (включая дорогой шпон, золочение, серебрение и патину).

Традиционно живопись не принято убирать под стекло. Высохший красочный слой имеет богатую, насыщенную фактуру, подчеркивающую индивидуальность руки художника. Кроме того, масляная или темперная живопись может быть покрыта защитными лаками, имеющими разную степень блеска. Профессиональные художники и знатоки живописи справедливо считают, что стекло "смазывает" всю прелесть живой поверхности картины, даже если оно специальное, безбликовое. Исключение составляют музейные полотна особой ценности. Например, знаменитая "Джоконда", хранящаяся в Лувре, защищена пуленепробиваемым стеклом. К слову сказать, технология создания масляной живописи отработана веками и нацелена на длительную сохранность картин. Особенно хорошо выдерживают испытание временем изображения на деревянных поверхностях по левкасу (левкас - специальный грунт, применяемый в иконописи).

Основа живописного полотна - это преимущественно льняной холст, натянутый на подрамник. Натянутый холст покрывается грунтом, содержащим мел и различные клеевые составы, - их рецептуру художники иногда составляют сами. На высохший грунт наносится само изображение. Подбирая раму, нужно обязательно учитывать толщину подрамника. А если вы приобрели живопись на холсте, снятом с подрамника (такое случается совсем не редко), понадобятся еще и подходящий подрамник, и услуги по правильной натяжке холста. Натягивать картину на подрамник самостоятельно не советуем - надо знать технологию, и здесь велика опасность повредить красочный слой.

А вот для оформления графических произведений стекло как раз необходимо. Кроме него потребуются паспарту, иногда уплотнитель, задник и, конечно же, рама.

Багет

В зависимости от формы картины, рама, собранная из багета, может быть прямоугольной, круглой, овальной, шести- или восьмиугольной. Багет - это расходный материал, планка. Он различается по материалам и профилю, а также по стилям и цветам. Материалы - древесина, металл (алюминий) и пластик - различаются по цене и потребительским характеристикам. Наиболее дорогим и весьма капризным материалом является дерево. Оно боится чрезмерной влаги или сухости, чувствительно к перепадам температуры. И, тем не менее, настоящая рама может быть сделана только из дерева, - это единодушное мнение всех багетчиков. Число вариантов декора и стиля деревянного багета почти бесконечно: подобрать раму возможно и к оригинальной голландской живописи, и к современной графике. Именно поэтому деревянная рама прекрасно вписывается в любой интерьер.

Для изготовления багета используют твердые (дуб, яблоня, вишня, орех, рамин, аюс) и мягкие (бальза, сосна, ель) породы древесины. Твердые за счет плотной структуры менее чувствительны к таким внешним факторам, как влажность и температура, что обеспечивает им более продолжительный срок жизни. Они чаще используются для производства тонкого багета. Из скромницы-сосны делают широкие планки. Благодаря пористой структуре ее древесина хорошо держит мастики и специальные пасты для формирования декоративных элементов. Производители наносят на багет до нескольких десятков слоев мастики, имитируя старинные рамы, и даже припудривают его для большей достоверности искусственной пылью. На старинных рамах лепнина выполнялась из гипса, затем ее грунтовали и покрывали золотом или бронзой.

Алюминий наиболее долговечен и прочен, но производят из него в основном узкие прямоугольные рамки без рисунка. Хотя дизайн такого багета не отличается разнообразием, выбор цветов огромен. Мастера считают алюминий скорее офисным материалом, предлагая из него рамы для документов, дипломов, строгой графики, фотографий. Алюминий в доме, по их суровому мнению, годится только для интерьеров в стиле high tech или минимализм. Пластмасса - недорогой и универсальный материал; разнообразие орнаментов и размеров пластикового багета не ограничено. Кроме того, рамы из пластика легче деревянных, а выглядеть могут так же, с точностью до деталей (не каждый покупатель "на глаз" отличит деревянную раму от пластмассовой, хотя последняя имеет "мыльный" отблеск). С точки зрения профессионалов, основной недостаток этого "бездушного и холодного" материала - искусственная природа и "неспособность служить достойным обрамлением для настоящих произведений искусства". Для картин действительно большого размера пластмассу использовать не стоит: по определению, это довольно гибкий материал, а значит, может со временем деформироваться. Но для влажных помещений - ванной комнаты, кухни - он подходит, потому что не боится влаги и перепадов температуры.

Профиль багета - это силуэт, который виден на поперечном срезе планки. Делят профили на классические, обратные и плоские. Классический профиль создает эффект перспективы внутрь картины. Соответственно, обратный профиль дает противоположный эффект, как бы "выталкивая" изображение на зрителя. И совсем никаких "спецэффектов" не дарит плоский профиль - рама из простой декоративной планки.

В заключение следует упомянуть еще об одном "подвиде" багета. Окантовка, или слип, - это очень узкий багет, который создает дополнительную тонкую рамку между основной рамой и паспарту или между паспарту и изображением. Слип используют, если необходимо усложнить визуальное восприятие художественного произведения.

Перейти к следующей статье >>

 

Главная | Услуги и Товары | Прайс лист | Контакты | Акции и Распродажи
© Центральная фотолаборатория